Էջ:Արամ Մանուկյան․ Փաստաթղթերի և նյութերի ժողովածու.djvu/164

Այս էջը հաստատված է

детей, многих насильно обратили в ислам. Начиная с декабря месяца прошлого года они разгромили и предали огню все жилища и церкви во всех армянских селениях Адильджевазам, Арчешам, Беркри, Сарая, Башкалы, Хошапа, Айоц-цора, Гяваша, Каркара и Карчкана; сожгли следующие знаменитые монастыри: Тер-Ускан Ворди (Св. Степаноса), Се. Варфеломея вблизи Башкалы, Сорп и Урганц в Карчкане, Св. Григория, Кармравор, Вараг... Очевидцами следов и последствий произведенных курдами ужасных избиений, разгромов и безпримерного грабежа были, отчасти победоносные русские войска и армянские дружины на пути следования их в город Ван и далее... Вышеперечисленные племена минувшей осенью воевали совместно с турецкими войсками против русского войска на персидской границе и, потерпев поражение, в лице некоторых из своих главарей изъявили свою покорность русской власти. Но лишь начался отход русских войск, так они тотчас же соединились с турецким войском и преследовали русских. Затем они же, нынешнею весною участвовали во всех боях в районе Дильмана, но после поражения отступили на юг. Общеизвестно также и их нападение на обоз Баязетского отряда в районе Агаби и на казаков, которые шли на встречу Абдул-Ризаку.

В настоящее время, оказавшись в крайне затруднительном положении вследствие недостатка в средствах продовольствия, курды снова изъявляют преданность русской власти, несомненно имея в виду при первом же удобном случае содействовать успеху турецкого оружия.

Принимая во внимание вполне определенное отношение курдов к русскому войску и действиям последнего, а также к мирному армянскому населению, к тому же имея в виду, что все курды в возрасте от 17-60 лет числятся в вооруженных отрядах либо Гамидиэ, либо милиции, полагаю, что они должны рассматриваться как военнопленные, и стало быть, с ними должно поступать как с таковыми, либо же в них следует видеть обыкновенных преступников (убийц, разбойников и грабителей) и, стало быть, они должны в этом случае понести достойное наказание.

2. События минувшей осени доказывали, что упомянутые курдские племена являются ненадежным элементом и представляют опасность с точки зрения военных успехов русских войск. Водворением курдского элемента в тылу русского войска подвергаются серьезной опасности коммуникационные линии Ван-Джулъфа и Ван-Игдырь; в случае неудачи, русское войско будет отрезано от своей базы. Нет никакого основания рассчитывать на разоружение курдов. Во-первых: они сдают лишь ничтожную часть имеющегося оружия, при том почти исключительно лишь оружие старое и пришедшее в негодность. Во-вторых: в самые селения возвращаются лшиь старики, старухи, женщины и дети, масса же боеспособных курдов продолжает оставаться в горах вооруженной и всегда угрожающей. Водворяющиеся в селениях курды лишь облегчают пребывающим в горах более быстрое передвижение и продовольствование. Свидетельством неискренности, изъявленной курдами преданности русской власти, может служить и то, что многие из боеспособных курдов