Էջ:Axel Bakunts, Collected works, vol. 4 (Ակսել Բակունց, Երկերի ժողովածու, հատոր 4-րդ).djvu/126

Այս էջը հաստատված է

и др., должен использовать все свое творческое богатство, чтобы через книги Чаренца, Джавахишвили[1] и др. внести это богатство в нашу общую советскую литературу.

Я хочу, чтобы товарищи вспомнили золотые слова Ленина относительно демократических элементов старой литературы и использования их[2]. Здесь представитель Украины ясно и убедительно показал, как неправильное, некритическое использование наследства Шевченко приводит к путанице. После доклада представителя Украины стало ясным, что новая оценка творчества Шевченко неизмеримо подняла его значимость как гениального украинского поэта.

Я бы советовал всем нашим литераторам пересмотреть громадное литературное наследие, сделав это быстрее, потому что этим мы можем наметить большие и широкие пути в нашей советской литературе.

Товарищи, я хочу отметить второй источник, из которого национальные писатели могут черпать конкретный материал. Кое- какие национальные отряды использовали этот путь, но здесь мало говорили об этом. Если мы возьмем историю ранее угнетенных народов, то мы увидим, что многие из них в течение тысячелетий испытывали разные исторические влияния. Например, армянский народ—влияние персов, эллинов, Запада. Востока, парфян и т. д. Это богатство исторического пути, насыщенность многими историческими влияниями, это громадная конденсация влияний составляет, я бы сказал, более важный источник, чем знакомые имена старых писателей.

Что же сейчас происходит у нас? Что же обязан внести наш литературный отряд в общую советскую литературу?

Я хочу напомнить слова Сталина, оказанные в первом же году после Октябрьской революции. Он говорил, приводя пример Армении, что это характерный уголок, где «художество» империалистов принимало форму бесчинства. Он говорил о героических сынах этого народа, которые создавали большую культуру, оставаясь загнанными. Ушел ли этот героизм? Он удесятерился

  1. 4
  2. 5